Реализация ФГОС по информатике
Основная цель
введения ФГОС заключается в создании условий, позволяющих решить главную задачу
Российского образования - повышение качества образования. Создание условий для
проявления самостоятельности учащихся. Сочетание требовательности и уважения к
личности учащегося. Из этих постулатов вытекают требования к современному уроку.
Характерной чертой нового стандарта является его деятельностный характер,
ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Приоритетом является
отказ от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений
и навыков.
Как принято в уроках информатики преобладала компьютерная технология, а теперь с
новым стандартом, учителя необходимо применять системно-деятельностный подход.
То есть каждый учащийся должен изучать предмет через деятельность, в которую
учитель обязан его вовлечь. Выделяют следующие принципы управления учебным
процессом:
- планирование;
- организация;
- реализация контроля;
- коррекция;
- анализ.
Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же
принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок,
продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и
действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке
традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по
возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным
процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока
современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного
подхода.
При формулировании ожидаемых результатов существует несколько ключевых
особенностей:
· формулировки
максимально конкретны и проверяемы;
· они
связаны с компонентом знаний, умений и навыков, ценностных ориентиров
(фактически обращены к универсальным учебным действиям, о которых говорит ФГОС
ОО).
Так, например, на уроке
информатики в 5 классе по теме: «Информация вокруг нас» выделены следующие
планируемые результаты:
предметные:
· понимание
и использование информационных понятий и языка;
· владение
навыками исследовательской деятельности, навыками работы с компьютером;
· обобщение
и систематизация представлений учащихся об информации и способах е? получения
человеком из окружающего мира;
· знакомство
учащихся с видами информации по форме е? представления;
· расширение
представлений учащихся об информационной деятельности
метапредметные:
· сравнение,
сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким
предложенным критериям;
·
умение вступать в речевое общение (понимать точку зрения собеседника, признавать
право на иное мнение);
· умение
отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;
·
осуществлять совместную деятельность, направленную на сотрудничество;
·
объективное оценивание своей деятельности на уроке.
личностные:
· овладеть
умением хорошо говорить и легко выражать свои мысли;
·
умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
·
получать удовольствие от уроков информатики.
Как же спроектировать урок информатики с метапредметным подходом?
По мнению инициаторов идеи метапредметности, учитель должен не составлять план
урока, а сценировать его. Независимо от многообразия и специфики типов любое
учебное занятие должно нести следующие функции и соответствующие им этапы.
Первая функция - введение обучаемых в учебную деятельность.
Таким образом, в начале учебного занятия надо сделать две важные вещи:
заинтересовать обучаемых и сделать так, чтобы они поняли, чему будут учиться.
Вернемся к уроку по теме: «Информация вокруг нас».
Этап урока. Формулирование
темы и целей урока.
Деятельность обучающихся. Детям
предоставляется возможность самостоятельно определить личностные и учебные цели
на уроке и оценить свои знания и умения по данной теме по результатам
выполненных заданий.
Вторая функция - создание учебной ситуации, т.е. такого действа, в котором будут
достигаться учебные цели.
Деятельность обучающихся. Класс
делится на группы и каждой группе предлагается индивидуальное задание.
Особенность учебных заданий состоит в том, что они нацелены на усвоение способа
действия (как решать?), в ходе которого происходит развитие их мышления,
формируются познавательные процессы. Именно в процессе решения задач данного
урока, на рассмотрение различных видов информации и способов ее получения в
разных областях деятельности человека, происходит реализация метапредметности.
Третья функция - обеспечение учебной рефлексии.
Итоги урока.
Примерные вопросы для организации учебной рефлексии:
· «Что
ты делал?» (вопрос аналитического жанра, призывающий ученика воспроизвести как
можно подробнее свои действия);
· «Что
у тебя не получилось?» (вопрос нацелен на поиск учащимся «места» затруднения,
ошибки);
· «Какова
причина твоего затруднения или ошибки?» (критический вопрос);
· «Как
надо выйти из затруднения?» (вопрос, ориентированный на построение учеником
нормы действия).
· «Как
бы ты оценил свою работу?» (вопрос о достижении личностных целей на уроке).
Если ученики не могут
построить своей версии ответа, то необходимо им в этом помочь. Важно
подчеркнуть, что в подобной ситуации исчезает проблема «отсутствия интереса у
детей к учебе».
Четвертая функция - функция обеспечения контроля за деятельностью обучаемых.
На уроке учитель должен
контролировать изменения, происшедшие в ученике. Именно эти изменения
являются действительным продуктом учебной деятельности. Для самого обучаемого
контроль за правильностью выполнения задания, означает направленность сознания
на собственную деятельность. Контроль имеет ценность только в том случае, когда
он постепенно переходит в самоконтроль.
Таким образом, проектируя замысел современного учебного занятия по информатике,
учитель должен стимулировать учебные мотивы, активизировать учебную
деятельность, обеспечивать рефлексию и контроль за процессом и результатами
деятельности обучаемого.
"Реализация ФГОС на уроках информатики"
Сборник
технологических приёмов
Урок по ФГОС
Электронный конструктор урока
Технологическая карта урока (электронная
форма)
Схема для самоанализа урока (электронная форма)
Ключевые отличия ФГОС от ГОС